Может, это последнее фото, на котором школьники в ужасе от оценки
Фото: Алексей ФОКИН (фото)
- Согласитесь, оценивание у нас - как карательная система, - говорят чиновники. - Ребенку могут влепить двойку даже за плохое поведение. Пишет ученик диктант, делает 20 ошибок, получает двойку. Через неделю готовится, у него уже 10 ошибок. И все равно двойка.
Руки опускаются. А при безотметочной системе он соревнуется с самим собой.
В эксперимент уже вовлечено 15 школ. А в одной - казалось бы, совершенно рядовой - их не ставят семь (!) лет. Теперь этот опыт будут транслировать на 100% школ.
В 9-й лицей «Лидер» я ехала с некоторым предубеждением. «Как же вы без отметок?»
- Спохватились, уже семь лет без них живем, - разводит руками замдиректора по воспитательной работе Ирина Бронникова. - Сначала многие родители протестовали: «Что вы придумали тут? Мы с двойками и пятерками учились, и дети пусть так учатся!» Конечно, приходилось убеждать. Семей 10 забрали детей сразу. Но массово от нас не бежали. Переход на новую систему занял почти три года.
Взять и отменить злосчастную шкалу придумали еще в 2009 - 2010-м. Как раз когда появились новые стандарты. В них было четко прописано, что педагог должен оценивать личностные и метапредметные результаты. Расшифруем: лидерство, успешность, умение ставить цели и их достигать…
5-балльная шкала – это вчерашний день. Тоска и уравниловка. Но почему надо отказываться от отметок вовсе?
Фото: Мария ЛЕНЦ
- Одна из целей - избавление учеников от стрессов, - объясняет Ирина Бронникова. - Стремимся понизить уровень тревожности. Ведь нагрузка на детей дикая. Современного школьника нужно нашпиговать информацией. Ребенка надо мотивировать, увлечь. А для этого необходимо внедрить новые технологии.
В 9-м лицее детей не ругают вообще. Безобразничал на уроке? Позвонят - поговорят с родителями. Хоть на голове ходи, на отметку это не повлияет.
А выглядит она, например, так (цитирую дословно): «Оценка: прочитала эпизод из рассказа «Лошадиная фамилия». Достижения: чтение эмоциональное и выразительное. Смогла выбрать интересный эпизод, показала участие разных героев в диалоге (в них сделала ошибки). Цель: смотреть в Толковом словаре значение незнакомых слов.
Получив такую «отметку», ребенок может оставить отзыв и отправить вопрос учителю.
Специально для этого в школе создали свой портал. На сайте у каждого ученика свой личный кабинет. А в нем - расписание. Темы уроков, задания и те самые отметки. Учитель проставляет их в электронном журнале, и они переходят в личный кабинет ученика. Закрытый от всех, кроме ребенка, педагога и родителя.
Но когда учителю все это расписывать? На уроке опрашивают человек 5 - 6 и на каждого строчить «портянку»? Чтобы выйти из ситуации, каждая кафедра набросала несколько клише, шаблонов. Копируешь, вставляешь, добавляешь конкретики.
В эксперимент уже вовлечено 15 школ.
Фото: Мария ЛЕНЦ
- А что в итоге? - говорят в школе. - За 6 лет количество ударников и отличников увеличилось с 43 до 58%. Причем внутренние оценки совпадают с внешними (ЕГЭ и прочими).
Правда, без электронного портала от отметок отказаться невозможно. И на разработку сайта потратили около миллиона рублей. Взяли их с согласия родителей из попечительского фонда, туда каждый вносит сколько может.
Школа считается сильной, так что очередь сюда выстраивается за 2 - 3 года.
Ребенок вместо оценок получает… комменты. А как потом поступать - вот что волнует родителей больше всего?
Оказывается, в конце каждой четверти ему все-таки выводится оценка. По классической пятибалльной шкале.
ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА
Оценка — враг школы?
Александр МИЛКУС, Олег ЯН
Доказано - тройки, четверки и пятерки безнадежно устарели
Оценка в нынешнем ее виде – один из важных элементов классно-урочной системы, придуманной Яном Коменским еще в 17 веке. На тот момент это был прорыв в образовании – собранные в один класс мальчики готовились по одной программе. Главным было дать им среднее (для всех) образование. Шибко умные или очень слабые в учении процессу мешали.
Сейчас задача другая – вывести на максимальные учебные достижения любого ученика, раскрыть его способности. И тут… Тут наши привычные тройки, четверки, пятерки, как оказалось, только вредят.
Оценка ведь не абсолютный эталон. Это способ сравнить Васю с Петей. Зачем? Чтобы Петя считал себя хуже Васи? А, может, ему просто по-другому материал нужно подавать, оставляя больше времени на размышление, и он тоже станет получать хорошие оценки? Может Петя просто тугодум и из него мог бы вырасти хороший ученый, но если в классе тон задает шустрый Вася, то Петя в конце концов погрязнет в тройках и опустит руки.
А как оценивать творческие работы? Не существует исторического эссе, за которое можно поставить абсолютную пятерку, а отсюда уже считать – это до эталона не дотягивает, ему – четыре.
Нет идеального сочинения по литературе или исследования в фундаментальной физики.
В результате оценки не стимулируют развитие школьника, а лишь вызывают желание их не получать. За двойки родители ругают сильнее, чем хвалят за пятерки. Учитель, имея отличника Васю, ставит пришедшему после долгой болезни в класс Коле четыре. Он не очень владеет материалом. А, может, для Коли это выдающееся достижение – он наверстал программу за два месяца и он гораздо бОльший молодец, чем Вася.
И, наконец, про работу над ошибками. Плохая оценка – наказание за ошибки. Но обучение - это как раз возможность делать ошибки и на них учиться! Человек не должен бояться что-то сделать не то!
Пока технологически невозможно делать для каждого ученика собственную шкалу оценки достижений. Вскоре, когда будет усовершенствована система электронных дневников, и такое станет возможно. Но можно избавить детей от стрессов, не запугивать, а стимулировать учиться.
А как же без оценок знать насколько успешно человек учится? А очень просто – в школе учат темы. Каждая новая – развитие и продолжение предыдущей. Только освоив одну можно говорить о том, что и следующую удастся понять так, как это нужно. Поэтому прошел ученик тему – учитель увидел, что можно с ним идти дальше и – вперед.
Конечно, сегодня отказ от оценок воспринимается как нечто радикальное. Но переход от старого, промышленного уклада к новому цифровому в конце концов в ближайшее время поменяет и систему обучения. И систему оценивания. Для экономики и для страны сегодня важны способности каждого человека, каждого школьного выпускника. Может он что-то будет делать замечательно руками и в этом он отличник, а, может, он гениальный программист и его «пятерки» лежат в этой области. Главное – чтобы система поддержала развитие его способностей. В этом смысле красноярский эксперимент – шаг в будущее. А то, что многие родители и некоторые учителя принимают его в штыки – это нормально. Никогда новшества в образовании не встречали с оркестром. Только спустя годы люди признают – а ведь тогда был сделан правильный шаг, и мы видим его результаты.
Не лепо ли бяшут в учебниках?
Андрей ДЯТЛОВ
Вот сидит напротив меня внук Александр, первый класс. Задание: выучить стих...
Этот, из учебника:
Берёза моя, берёзонька,
Берёза моя белая,
Берёза кудрявая!
Стоишь ты, берёзонька,
Посередь долинушки;
На тебе, берёзонька,
Листья зелёные;
Под тобой, берёзонька,
Красны девушки поют;
Под тобой, берёзонька,
Красны девушки
Венки плетут...
Супруга моя с ним мучается, потому что парню по барабану стишок. Честно говоря, мне тоже, как и супруге.
Но мы упорно соблазняем внука черникой со сгущенкой и обещанием поговорить о ЧМ-2018 после освоения сего шедевра русской пейзанской лирики.
Ну скажите мне, почему этот парнишка, веселый, живой, прекрасно разбирающийся в автомобилях, футболе и шахматах, любящий научные передачи, «плавающий» в интернете, как в бассейне (куда тоже ходит), любитель Третьяковки и театра, продвинутый в английском, умный, любопытный, должен учить какую-то позапрошловековую хрень про «березоньку кудрявую» и «красных девушек, плетущих венки» и про прочие «долинушки»?
Я могу прямо тут объявить конкурс среди родителей: кто быстрее заучит это неродный шедевр.
Но лучше пусть соревнуются составители таких пособий и учебников, особенно по литературе. Мне просто интересно, а они сами понимают, что поколение «березонек» и «красных девушек» уже не то что для наших внуков, но даже и для нас, учившихся в школах в семидесятых (да-да, в прошлом веке!), а уж тем более для наших детей - родителей наших внуков, - уже было тягомотиной, а нынче и вовсе померло.
Нет, конечно, пусть студенты-филологи и все это штудируют как историю русского языка. Флаг им в руки. Но зачем с нашими 7 - 8-летними внуками-то, осваивающими гаджеты раньше азбуки, в школе говорим на языке динозавров?!
Вы бы еще, педагоги-стратеги, им что-то из «не лепо ли бяшете» в оригинале забили им в программу.
Ну просто спросите у них, что такое «веночек» или «красна девица». И все вам станет ясно.
Я так и слышу: а духовность? А фольклор, на котором воспитывались поколения?
Ответ готов, он банален, но что делать: с детьми надо говорить на их языке, а если вы в этом отстали - это не значит, что ваши проблемы нужно решать за счет отвращения у детей к учебе. Дети хотят умных и веселых современных квестов на уроках, игр, через которые научатся думать и понимать, а им: «Некому березу заломати...»
Это же просто. Вот мы, старшее поколение, которые уже дедушки и бабушки, с нашими родителями в СССР пели одни песни и смотрели одни фильмы. И всего лет за двадцать произошел такой разрыв, что не детей надо учить нас понимать, а нас учить понимать детей. Они говорят по-другому, думают иначе, у них вообще другой мир.
Эх, песталоцци-ушинские...
Вы сами-то, по чесноку, это учили бы?
Боюсь, даже за чернику со сгущенкой не стали бы.
Комсомолка рекомендует: Электронные учебники по выгодным ценам от ведущих издательств России на shop.kp.ru
Электронные учебники в магазине shop.kp.ru